Быть полезным людям.
Безграничье.
Для утверждения в собственных личностных границах человеку нужно понять, где заканчивается он и начинается не он, другой. Соприкосновение с углом стола, даёт нам возможность ощутить его остроту. Мы ощущаем эту границу отдельности на острие.
Рядом с другим человеком у нас есть возможность отдельности, если мы заботимся о том, чтобы для его инаковости в нашем сознании было место. Чаще всего мы выносим суждение о правильности или неправильности другого, исходя из того, какими мы ощущаем себя в его присутствии. Если мы себе нравимся рядом с другим, то другого мы считаем хорошим.
Несомненно, вне зависимости от поведения другого (которое мы интерпретируем только как отношение к нам), можно сохранить константное, постоянное представление о себе. Но только при условии, что представление о себе не идеалистическое, а реалистическое. Чем фантазийнее собственный образ, тем больше он нуждается в подтверждении из вне.
И тогда нам приходится, обслуживая идеалистическое представление о себе, контролировать другого и принуждать его обеспечивать хорошее отношение к нам. Это жизненно важно! Ведь это наша самооценка, хлипкая самооценка, требующая постоянного подтверждения. При всём этом, мы уверены, что жертвуем собой ради другого. Своё терпение и жертвование ради получения желаемой хорошести, мы называем: «Я делаю это ради тебя/вас!».
То есть мы не общаемся с другим, а контролируем всё, что может или подтвердить нашу хорошесть, или быть угрозой нашей хорошести. Фактически мы пытаемся загнать другого в рамки нашего представление о том, как надо, чтобы обслужить навязанный самим себе образ соответствия. Мы сами его обслуживаем потом и кровью, и другому навязываем его обслуживание, реагируя болью на «недолжное к нам отношение». «Я тут уже нажертвовал знаешь сколько! Так что давай, веди себя прилично!»
Что будет, если мы поймём, что делаем это ради себя?
В отношениях с самим собой это даст возможность утвердиться в собственных границах и избавиться от аутоагрессии, с помощью которой и осуществляются акты терпения и жертвования.
В отношениях с другим это даст возможность избавиться от агрессии по отношению к нему, обид и претензий.
«Я отдаю себе отчёт в том, что мне важно доброжелательное отношение ко мне других людей, так как это даёт мне больше возможностей». Забота о себе и забота о другом, в которой нет жертвы и мучителя, нет отвержения и обид, а есть понимание причин и последствий. А самое главное легализация, присвоение себе ответственности, восприятие такого поведения как собственного выбора: «Я это делаю для себя, мне это нужно».
Всё это возможно, только если:
1. Нет идеалистического собственного образа, который другой должен обслужить подтверждением. Тогда нет нужды вербовать «адептов религии имени себя».
2. Нет в нашем идеалистическом образе запрета на собственную выгоду, запрета на заботу о себе
Люди так часто упиваются своей праведностью, демонстрируя игнорирование себя, подавление себя, что невозможно у них отнять это высокомерное самоутверждение сверхчеловека, поправшего самое ценное, чем он обладает, себя живого.
Люди часто воспринимают идею «быть полезным людям», как личное оскорбление, потому что видят в этом принуждение и призыв терпеть и жертвовать. Эдакая эгоцентрическая глупость, в котором есть только категоричное, детское суждение о тотальной отмене себя. Некоторые так и пытаются быть «полезными», через аутоагрессию терпения и жертвования, которая однозначно станет ненавистью и претензиями к другим.
Повторюсь: «Я отдаю себе отчёт в том, что мне важно доброжелательное отношение ко мне других людей, так как это даёт мне больше возможностей». Забота о себе и забота о другом, в которой нет жертвы и мучителя, нет отвержения и обид, а есть понимание причин и последствий.
Эх, зажили бы мы тогда, в мире и согласии, если бы не эта ложь самим себе про самих себя. Пока мы пытаемся насилием принудить мир относиться к нам соответствующе, мы как рабы на галере. Не делами своими хотим добыть значимость, а соответствием идеальному образу. Имитация значимости, в которой всегда недостаточно.
@Ольга Демчук
